?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Многие из нас не догадываются о том, что во всем, что касается творчества, а значит и в нашем любимом занятии лепкой, действует закон авторского права. В последнее время в мире полимерной глины именно из-за нарушений «копирайта» участились ссоры и даже скандалы среди мастеров и просто любителей. К сожалению, в этих ситуациях регулярно бывают замешаны русскоязычные полимеристы. Давайте вспомним, сколько магазинчиков на наших рукодельных интернeт-ресурсах заполнены так легко узнаваемыми копиями чужих изделий, продаваемых под маркой «уникальные и неповторимые авторские украшения». Или публикации мастер-классов, один в один повторяющих все этапы урока, ранее выложенного другим мастером. Возможно, такое происходит из-за языкового барьера, незнания правил или... просто все дело в нашей широкой русской душе и в том, что мы с радостью делимся всем, в том числе и чужими «производственными» секретами. С другой стороны, в полимерном сообществе нередко звучат необоснованные обвинения в плагиате, например, из-за сходства в технике или базовой идее дизайна. Все значительно усложняется тем, что во многих случаях затрагиваются и страдают коммерческие интересы разных людей. Узнаваемые ситуации, не правда ли? Кто же прав? Что можно, а что нельзя? А может, не стоит показывать фотографии своих работ… или даже бросить заниматься полимерной глиной? Думаю, многие из нас задавали себе подобные вопросы. Давайте попробуем разобраться во всей этой путанице вместе.

© by Shepard Fairey

Natalja Ivankova (panarili), Venera Novoshinskaya и Jana van Vliet (rainbow_end) перевели зaмeчатeльную статью американской мастера-полимериста Ginger Davis Allman, которая поможет прояснить многие неясные моменты в этой сложной теме. Оригинал статьи - http://thebluebottletree.com/copyright-guidelines-polymer-clay-artists/


На фото Ginger Davis Allman

Обсуждения темы «копирайта» или авторского права всегда запутаны, эмоциональны и противоречивы. Многие даже и не подозревают, что иногда нарушают авторское право (или им это все равно), другие практически парализованы из-за страха случайно нарушить этот закон или кого-то ненароком обидеть . Изучaя интернет-ресурсы по данному вопросу, мы утонули в море противоположных мнений, ссылок и неясного материала на профессиональном жаргоне. В новостях то и дело мелькают сообщения о спорax относительно авторских прав, что подтверждает всю запутанность ситуации и сложность в нахождении истины.  Если крупные корпорации и целые команды юристов не могут разобраться и дать однозначный ответ,  что же тогда говорить о нас? Да, наверное, это так, когда речь идет о некоторых щекотливых юридических аспектах авторского права.  Но каковы общие принципы, применимые к большинству из нас? Как и все остальные, мне стало любопытно, а что же это такое – правила копирайта.  Будучи автором мастер-классов и уроков, я хотела бы защитить свою интеллектуальную собственность, в то же время не ущемляя права других в их творчестве. Поэтому я провела небольшое исследование на эту тему. Данный текст представляет его обобщенные результаты.  Для удобства, основные пункты, касающиеся авторских прав художников-полимеристов, представлены в виде отдельной схемы-инфографики (Хотелось бы отметить, что я - не юрист ... это всего лишь мои наработки, которыми я хочу с вами поделиться.  В каждом конкретном случае или споре, при необходимости, лучше все же обратиться за советом к вашему юристу)


Схема в большом разрешении здесь!!

Пояснения к инфографике «Гид по авторским правам для художников-полимеристов»
Данная  инфографика объединяет всю собранную мной информацию в формате, который, надеюсь, будет доступен и понятен каждому.  Это просто обзор, далее в тексте приводятся более подробные разъяснения.  Вы можете делиться этой информацией/ инфографикой со своими друзьями, в социальных сетях, по электронной почте... Единственная просьба ничего не менять и корректировать, и, пожалуйста, давайте ссылку на статью-оригинал в моем блоге.Спасибо!
Оригинал схемы смотри по ссылке - http://thebluebottletree.com/copyright-guidelines-polymer-clay-artists/ (Чтобы увеличить изображение, кликните на картинку)

Многие думают, что авторские права или «копирайт» - это способ защиты своих работ от копирования другими. На самом деле, это не так.  «Копирайт» это всего лишь право создателя следить за копированием и распространением его работы. Но это важный и серьезный принцип, который необходимо как следует понимать каждому полимеристу.

Абсолютно все, что создано человеческим разумом: изобретения, фотографии, музыка, книги, диаграммы, скульптуры, бусины, персонажи, символы, слова– является интеллектуальной собственностью и имеет правовой (юридический) статус, охраняемый законом в разной степени.  Права создателя должны быть сбалансированы в соответствии со всеобщими правилами, и существует целая индустрия в области прав на интеллектуальную собственность, в которой активно задействованы множество юристов и законодателей.  Некоторые аспекты этих законов достаточно очевидны, (например, права автора на написанную им книгу), в то время как другие очень запутаны и не ясны  (например, работы, «созданные по мотивам» работы другого). В данной статье просто невозможно охватить все случаи. Но я постараюсь обобщить основополагающие принципы, поняв которые вы сможете найти правильный ответ в большинстве ситуаций, в которых можете оказаться.  Давайте начнем с определения нескольких терминов для того, чтобы разобраться, как Права на интеллектуальную собственность (Intellectual Property Rights (IPR)) влияют на нас, художников и мастеров.  Затем поговорим более конкретно именно об авторском праве или «копирайте».

Торговая марка, патент, и авторское право.

Торговая марка
Торговая марка представляет собой слово, логотип, или другой знак, отличающий один бизнес от другого. Например, все знают золотые дуги М, символ Макдональдсa, это их зарегистрированный торговый знак, так же как и термины Биг Мак, Lovin ' It и Quarter Pounder (четверть фунта). Для регистрации торговой марки необходимо подать заявку в соответствующую организацию своей страны, но это не означает их автоматическое получение или регистрирование. В некоторых юрисдикциях, однако,  тот, кто первым использовал торговую марку, наименование или товарный знак в данном регионе, по неписанным законом, на основании «общего права» получает их защиту.

Патент
Представим, вы что-то изобрели, машину или процесс создания чего-либо. В этом случае вы можете подать заявку на выдачу  патента, который дает изобретателю юридическую защиту на определенный срок.  Получение патента недешевый и сложный процесс, и нет никакой гарантии, что вам его (патент) дадут.  Существует специальный вид интеллектуальной собственности, так называемой коммерческой тайной, которая включает в себя собственные формулы, рецепты и секретные процессы.  Законы,связанные с коммерческой тайной, очень сильно отличаются в зависимости от страны и региона. Лишь немногие  из нас когда-нибудь воспользуются для защиты своей деятельности такими инструментами , как патент или коммерческая тайна, ведь их получение практически недосягаемо для художников-полимеристов.

Копирайт – авторское право
Копирайт - это всего лишь право, позволяющее копировать творческие произведения или работы.  Причем это понятие применимo только к уже существующим (или возможно существующим) работам в конкретной форме, как, например, звукозапись, ноты, картина, фотография, скульптура, текст, цифровая картинка, документ или компьютерная программа. Авторское  право не защищает идеи. Или технику. Или стиль. По этой ссылке вы найдете замечательный список всего, что нельзя защитить законами об авторском праве - http://www.bitlaw.com/copyright/unprotected.html (вся информация на английском).

Нельзя «закопирайтить» идею, определенную технику, стиль или процесс

Автор работы автоматически получает копирайт, сразу же при ее публикации или представлении широкой публике. Вам не нужно подавать заявку на авторское право.Тем не менее вы можете зарегистрировать свое произведение в специальных организациях, чтобы раз и навсегда установить неоспоримую дату его создания.  Если же вам когда-либо придется судиться с кем-либо по поводу нарушения авторских прав, у вас будет больше шансов выиграть процесс в том случае, если авторские права были официально зарегистрированы. (Примечание переводчиков: Здесь вы найдете информацию о регистрации авторского права в Российской Федерации - http://www.copyright.ru/documents/registraciy_avtorskih_prav/registratsiya_proizvedeniy/)

Как владелец авторских прав, вы единственный человек, который имеет право копировать, тиражировать, распространять, публиковать или изменять оригинал. «Копирайт» можно передать или даже продать, как продают права на фильм. Авторское право действительно в течение определенного срока (тут все регулируется местными законами).  Именно поэтому очень старые произведения искусства, например, работы Шекспира или Да Винчи, являются частью общественного достояния.  По сути это означает, что общество, не сам автор, решает все вопросы касательно копирования этих произведений.

Когда владелец авторских прав разрешает другим копировать или распространять свою творческую работу, это называется лицензией (при получении лицензии авторское право не передается). Покупка защищенного авторским правом материала не дает право на его копирование. Например, когда вы покупаете книгу, вы не приобретаете также право на ее сканирование. Или при покупке компакт-диска не следует, что теперь у вас есть права на его копирование, трансляцию и использование песен в ваших онлайн-видео. Или когда вы получили DVD с вашими свадебными фотографиями, это не означает автоматически, что вы вправе распечатать эти снимки.  Для этого вам необходимо получить разрешение – «лицензию» от фотографа. Именно поэтому, в принципе, вы не можете сделать копии своего школьного альбома для мамы, даже если вы заплатили за эти фотографии.

Международное авторское право
Действительно, закон об авторском праве варьируется от страны к стране, тем не менее между большинством стран существуют договоры, прописывающие соблюдение законов об авторском праве других стран. Некоторые утверждают, что есть страны, где отсутствует закон об авторском праве или на которые не распространяются законы, действующие в США.  На самом деле это не так.  Чаще всего, местный закон об авторском праве отличается в каких-то деталях, например, касаемо срока его действия.  В большинстве же стран мира суть закона об авторском праве одна и та же. Если вы создаете нечто - это ваше, и никто не смеет копировать вашу работу. О международном авторском праве можно прочитать по ссылке http://www.copyright.gov/circs/circ38a.pdf (вся информaция на английском).

Добросовестное (честное) использование
Хотя создатель творческих произведений является правообладателем, публикa также имеет некоторые права на их использование. Этo так называемый принцип "добросовестного использования"*, и тут начинается самая большая путаница (как и количество судебных разбирательств) касательно прав на интеллектуальную собственность. Добросовестное использование является важной доктриной в авторском праве для разрешения ситуаций, где использование защищенного «копирайтом» материала является законным в некоторых случаях, как, например, «производные»/преобразования произведения, критика, образование, комментарии и сообщение новостей.  Больше информации о том, как работает добросовестное использование в США по ссылке - http://www.copyright.gov/fls/fl102.html (вся информaция на английском).
* Примечание переводчиков – дополнительная информация в конце статьи

Уроки и мастер-классы
Автор урока или мастер-класса является создателем этого материала, а это значит, что он автоматически является правообладателем на все им созданное: на цифровой файл, все изображения, слайд-шоу или видео, прилагаемые к уроку материалы и диаграммы, любые формы и шаблоны, дизайн всех образцов и примеров. Это действует во всех случаях, независимо от того будь это бесплатный урок или вы его купили. Приобретая урок, покупатель не может поделиться им с другими, разместить его на сайте или распространять его в любой форме. Бесплатные уроки защищены законом об авторском праве так же, как и платные. Запомните, авторское право никак не связано с покупкой урока или мастер-класса, то есть их продажа не подразумевает передачи покупателю копирайта на любою часть урока, мастер-класса или дизайна.

Платное приобретение урока не означает, что вы купили права на его копирование или распространение файлов и любой связанной с ним информации среди других.

Но что же тогда с изделиями, созданными ПО уроку? Нарушaет ли это авторское право?  Надеюсь, что сейчас все немного прояснится. Представим, вы получили копию инструкции для создания чего-то,  что по сути то же самое как обладание экземпляром книги. Авторское право на сам текст и изображения в нем принадлежит автору урока.  Правообладателем произведения, о котором сделан урок, также является автор урока. Это означает, что вы не можете копировать текст, иллюстрации ИЛИ само изделие , если нет разрешения от самого автора.  Конечно, смысл урока научить вас, как сделать это конкретное изделие. По сути, копирование проекта мастера является производной работой, которая попадает под положения о добросовестном использовании, упомянутом выше. Поэтому вы можете делать копии проекта по уроку в образовательных целях.  Но фактически, это не ваша работа, и у вас нет на нее авторского права, если только вы не отвечаете критериям добросовестного использования.  Чтoбы новоe, созданное вами изделие стало считаться вашим (а не копией дизайна учителя), существуют правила о производных работах. Для этого вам необходимо изменить, преобразовать дизайн так, чтобы любому здравомыслящему человеку было очевидно, что это не то же самое, что оригинал.  Речь не о подсчете процентов схожести или количества использованного по отношению к целому произведению. И изменения цвета или добавления пуговки не достаточно, чтобы быть "трансформацией".  Необходимо изменить саму  «сущность» дизайна. По этой ссылке вы найдете прекрасную презентацию по авторскому праву на лекциях по изящному искусству, ссылка  - http://www.slideshare.net/KcJenkins/copyright-infringement-in-fine-arts-classes (вся информaция на английском)

Все это, конечно, не очень приятная новость для студента. Главный вопрос, а какая трансформация -  изменение - (в цифрах/процентах) будет достаточной? Увы, на определение именно этого аспектa было потрачено и продолжает тратиться столько времени в судах, впрочем и вы наверняка уже рвали на голове волосы, пытаясь найти правильный ответ. Для этого вам просто нeобходимо самокритично взглянуть на свое изделиe, будучи честным перед самим собой, и действовать по совести.  Узнает ли обычный человек в вашей работе оригинальное произведение учителя? Если да, то, видимо, трансформация была недостаточная. Означает ли это, что вы не можете поделиться или продать свою копию оригинального дизайна?  С юридической точки зрения, если быть уж очень дотошным, все-таки нет. И тут важную роль  играет великодушие и щедрость.  Ведь на практике большинство авторов уроков с радостью разрешат вам делиться созданными по их инструкциям изделиями, потому что это помогает им повысить продажи своих уроков. Поэтому, пожалуйста, ДЕЛИТЕСЬ своими работами, но оставайтесь честными и на забывайте отдать должное авторам оригинальной идеи (например, делитесь ссылкой на их урок, если это возможно). С юридической точки зрения, в этом, конечно, нет необходимости (если помните, юридически, в любом случае, вы не являетесь правообладателем), но это обычная порядочность. Если вы не хотите этого делать, то тогда, пожалуйста, не показываейте эти изделия широкой публике.   Можете ли вы продавать эти работы? С юридической точки зрения - нет, ведь у вас нет «копирайта», а рамки добросовестного использования не распространяются на коммерческое использование. Просто попросите разрешение автора урока и затем  действуйте согласно вашей с ним договоренности.

У вас нет авторского права на изделия, созданные, как копия, по чьему-либо проекту. Это зависит от мастера, автора оригинальной работы, можно ли вам делиться, распространять или продавать эти копии его изделия.

Что же делать в том случае, если ваши работы по уроку совсем не напоминают дизайн преподавателя? Конечно, это другой случай.  Во многих уроках обучают техникам, а не конкретному проекту.  Если вы следовали инструкциям, и конечный результат не похож на пример  преподавателя, если обычный человек не увидит общего в ваших с мастером изделиях, то выполненная вами работа считается вашим оригинальным творением, и не является копией дизайна автора урока.  Только потому, что использовалась та же самая техника, у автора урока нет «копирайта» на изделия, которые создали вы. Проблемы возникают только тогда, если ваша работа является легко узнаваемой копией дизайна мастера-учителя.

Копирование дизайна, даже если это сделано в другой технике, все равно является копированием и представляет собой нарушение авторских прав создателя оригинальной работы.  

«Вдохновленный кем-то» или источник идеи или стиль
Для того, чтобы нарушить чьи-то авторские права, необязательно учиться по уроку или мастер-классу.  Если вы копируете чей-то дизайн и не меняете его в достаточной степени, чтобы обычный человек увидел разницу, тогда это не ваш дизайн.  Хорошо, тут все понятно. Я не могу сделать копию конкрентной милой крошечной птички Дорин Кассел (сайт мастера http://www.doreenkassel.com/Birds.html).  Я сделаю «микс»  таких птичек в ее стиле.  Это нормально? В общем, ДА. Стиль нельзя защитить авторским правом, но дизайн – можно.  Поэтому если вам хочется, дерзайте и делайте СВОИ фигурки маленькиx животных в стиле Дорин. Еще один пример – сумочки Кэтлин Дастин (сайт мастера http://www.kathleendustin.com/purseGallery.php ).  Вы можете создать сумочку  из полимерной глины.  Вы даже можете сделать сумочку в узнаваемом стиле Кэтлин Дастин. Но нельзя делать копию конкретной сумочки Кэтлин так, чтобы общее впечатление от дизайна осталось без изменений.

Как же быть с преобразованием, производными идей? Можно ли, увидев чей-то дизайн, выработать свой собственный? Конечно можно!  Мы все постоянно вдохновляемся чужими работами и взаимствуем идеи друг у друга.  Мы наблюдаем за природой и играющими детьми, смотрим на использование другиx медиумов [материалов] и вдохновляемся на созданиe своих творений.  Это прекрасно!  Не стоит никогда чувствовать себя виноватым, если в своих работах вы интерпретируете творчество другого художника.  Нет ничего плохого при поиске вдохновления для создания чего-то своего пролистать странички на  Pinterest или Flickr (http://www.pinterest.com/, http://flickr.com/ ). Однако совсем другое дело, когда вы распечатаете изображение чей-то работы, принесете распечатку в студию и придумаете, как сделать точно такую же штуку.  Конечно же, нужно и можно учится техникам.  Обратный процесс, разработка – это нормально.  Но делайте это по-новому, создавая свой новый дизайн, хорошо? Просто не копируйте. И, если то, что вы сделали, так похоже на оригинал, что вам стыдно показать, или вы боитесь быть разоблаченными или думаете, а не копия ли это, тогда, скорее всего это и есть копия. Точно также как в детстве, когда вы писали реферат, вы прекрасно знали, какой кусок был списан из энциклопедии.  Полагайтесь на вашу совесть и здравый смысл.

Стоит ли  говорить, что на эту работу вас «вдохновил» тот или иной автор? Конечно же да!  Расскажите другим мастерам о том, что вас вдохновили их творчество или изделия.  Им это очень польстит!  Но это утверждение, что вас вдохновил другой автор, не защитит вас, если эта работа на самом деле является КОПИЕЙ.  Делайте свои собственные изделия, разработайте свой дизайн. Кстати, если вы позаимствовали чей-то дизайн для практики, чтобы набить руку или научиться определенной технике, тогда помните, пожалуйста, что это не ваша наработка.  Это не ваше творчество, и у вас нет на такое изделие «копирайта».  Выбор за вами, как поступать в таких случаях, но будьте готовы, что автор оригинала не сильно обрадуется, узнав о том, что его работу копируют один в один.  Потому что такой вид копирования не легален, не этичен, и за исключением ситуации, когда мастер является преподавателем, предлагающим при обучении свои наработки именно путем создания «копий», вы явно кого-нибудь огорчите. 

Лицензионные персонажи
Если речь идет о таких персонажах, как Микки Маус или лягушонок Кермит, право на воспроизведение их изображений предоставляется в виде лицензии компаниям, которые их приобрели с целью продажи товаров, содержащих имиджи или схожие образы персонажа. Лицензионное соглашение это договор о предоставлении прав на использование произведения между правообладателем и пользователем лицензии. Без приобретения лицензии на воспроизведение таких персонажей, вы не можете использовать их изображения. Поступая так, вы рискуете, что правообладатель подаст на вас в суд.

Если вы не создали персонаж самостоятельно, вы не можете создавать произведения, в которых  используется сходство этого персонажа, без покупки лицензии у владельца авторских прав

Но что если вы слепили фигурку, на которую вас просто "вдохновил" конкретный персонаж? Что делать, если стиль другой, например, Ариэль в стиле «кавай» или мисс Пигги в образе "зомби" (для иллюстрации примеров набейте в поисковой системе ' kawaii ariel' или ' zombie miss piggy')? Это законно? Нет. Пока в фигурке легко узнавается оригинальный персонаж, это является нарушением авторских прав, и владелец «копирайта» может подать на вас в суд за нарушение. На самом деле, если вы продаете копии таких  зарегистрированных лицензионных персонажей, знайте, что многие из этих компаний-правообладателей достаточно агрессивны, и им не составит большого труда подать на вас в суд.  И они победят. Ведь у них есть штатные адвокаты, и они встречаются с подобными ситуациями каждый день. А вот вы в другом положении.

Продолжение
Главные аспекты копирайта или авторского права для художников-полимеристов. Часть 2!